Как обойти ловушки модернизированного гражданского кодекса. Мнение практиков.

Источник

C 1 марта 2019 года в Молдове начал действовать модернизированный Гражданский кодекс. Источником «вдохновения» авторов стало законодательство европейских государств и директивы ЕС. В итоге после внесенных изменений ГК стал новым документом.

***
Помимо массы новелл полностью изменилась концепция наследства.
Изменения в наследственном праве настолько существенны, что затрагивают не только порядок передачи имущества после смерти физического лица, но и правовой режимо договоров в целом. Более того, как мы покажем ниже, изменения вносят ряд очень существенных противоречий в режим собственности в целом.***
До 1 марта 2019 года по наследству действовали четкие правила:

1. После смерти любого гражданина у наследников было 6 месяцев, чтобы принять наследство. Вступить в наследство можно было двумя путями: обратившись к нотариусу с заявлением или вступив во владение фактически.

На практике подача заявления после истечения шести месяцев приводила к тому, что наследник пропускал сроки и вынужден был обращаться в суд для продления срока принятия наследства;

2. В течение шести месяцев можно отказаться от наследства в пользу других наследников либо принять его;

3. Нотариусы не искали наследников. Что логично. Ближайшие родственники должны заботиться о родных и близких, а в случае смерти знать об открывшемся наследстве. Каждый, кто писал заявление о принятии наследства, указывал под свою ответственность, кто еще мог претендовать на имущество умершего. На практике достаточно было указать всех детей умершего и его супругу.
Для наследования по закону этого было достаточно.

4. Как правило, если шестимесячный срок с момента смерти истекал, обратившимся наследникам выдавалось свидетельство о праве на наследство. Они становились собственниками и могли продать имущество умершего.

5. Наследование проводилось по очередям. К первой очереди призывались дети, супруга и родители. Наличие хотя бы одного наследника первой очереди отстраняло от наследства остальных, если, конечно же, умерший не оставил завещания. Братья, сестры, двоюродные братья, бабушки или дедушки в 99% случаев не претендовали на имущество умершего.

6. Случаи наследства сестры после брата или брата после сестры были единичными.

К примеру, если умирал одиной пожилой холостяк, который никогда не был женат и не имел детей, его сестры или братья могли получить вожделенную квартиру умершего.

Другой случай – умер отец. Его супруга умерла раньше. Осталось жилье в Кишиневе. Дети умершего «устроены» за границей, в Молдову ехать не хотят. Они отказываются от наследства. Поскольку сестра в живых то она призывается к наследству как наследник второй очереди. Пенионерка, сестра, пожилая дама, получает по наследству квартиру после брата и заодно доход от потенциальной продажи или сдачи в найм. Все справедливо и по-человечески – ухаживать за братом выпало его сестре, поскольку жена из нашего примера умерла раньше, а дети давно разъехались и прекрасно чуствуют себя за рубежом.

7. Наследники каждой очереди по закону получали имущество умершего в равных долях. В свидетельстве о праве на наследство четко прописывалось кому и какая доля в каком имуществе принадлежит. Документы регистрировались и наследство переходило тем, кому оно полагалось по закону.***
С 1 марта 2019 года действуют новые правила.
Основные принципы таковы.

1. Срока для принятия наследства более не существует, формально наследники по закону считаются таковыми сразу после смерти наследодателя. Как рассчитывать предельный срок для обращения к нотариусу с заявлением об открытии дела, после какого срока обращаться уже поздно, неясно;

2. Отказаться от наследства можно только в течение трех месяцев. В случае отказа имущество не переходит к наследникам той же очереди, право на принятие наследства переходит к детям отказавшегося, если они имеются в наличии;

3. Жена более не наследник по закону. В первой очереди наследования нисходящие родственники – дети. Если после смерти наследника осталась только жена, детей нет, то в наследство могут вступать братья и сестры умершего. По старым нормам все наследство, в отсутствие детей и родителей получала жена. При живой супруге братья и сестры не «лезли» в имущество семьи. Теперь будут!

4. Жене полагается 1/4 часть от наследства, если она наследует с детьми и 1/2 доля от наследства, если она наследует с другими очередями.

5. Поиск всех наследников возлагается на нотариуса, в его обязанность входит провести свое собственное расследование. Нотариусы должны использовать базы данных Агентства публичных услуг и проводить поиск родственников умершего по электронным реестрам;

6. Срок давности для взаимных претензий наследников по наследству определен в 10 лет.

7. Свидетельство о праве на наследство выдается только с указанием долей наследников и без указания конретного имущества, на котрое выданы документы.

Резюме: по мысли авторов нотариусы должны искать людей и заниматься делением долей между наследниками, а технические вопросы – оставить регистраторам.

Этих модификаций достаточно, чтобы количество оформляемых дел по наследованию умерших после 1 марта 2019 достигло цифры ноль.***
Авторы законодательной инициативы ссылаются на европейский и в основном немецкий опыт. Однако новый закон о наследовании ожидает немало трудностей. Очевидно, что составляя проект авторы не учли пожелания правового комьюнити, работающего с наследственным процессом. В итоге получилось то, что получилось.***
Беглый поверхностный анализ, без практики открытия и выдачи имущества, без практики в судах, что называется «по верхам» уже позволяет говорить о ряде проблем.

Проблема №1. Изменение статуса супруга как наследника.
По новому наследственному закону супруга более не является наследницей наряду с детьми и родителями. Она стала своеобразным привилегированным наследником.
Но изменение статуса скорее стало отрицательным, чем положительным.

Очень плохим решением стало изменение очередей. Выбор законодателя, который решил убрать супруга/супругу от наследников по закону, еще сыграет злую шутку. Зачем «пускать в наследство» братьев и сестер при единственной наследнице – супруге умершего? Давайте рассмотрим новые правила на примере, благо так проще все понять.

Если у пожилой пары нет детей, умер муж, то помимо жены на наследство могут претендовать браться и сестры покойного супруга (напомним, что жена это наследник со стабильной долей).
Почему же законодатель решил, что брат или сестра умершего, с котороми они могли быть в ссоре и вовсе не общаться долгие годы должны стать поноправным наследником, а жена быть лишь получателем ½ доли.

Очевидно, что в случае тяжелой болезни ухаживать за супругом будет жена, а не заморские сестры, братья, дяди, тети и племянники.
Почему не оставить все наследство пожилой даме – супруге, с которой умерший прожил немало лет? Вопрос риторический…

***
Проблема №2, Сроки! Где нет четких указаний о начале и конце того или иного права система работает из рук вон плохо.

Законодатель отказался от четкой системы, что заявление нотариусу должно быть подано в течение шести месяцев с момента смерти наследодателя.

Принята концепция того, что наследник становится таковым сразу после смерти наследодателя.

После вступления в силу изменений вовсе не ясно в течение какого срока следует подать заявление о наследстве после смерти умершего и когда такое заявление принять уже нельзя.

Система перехода собственности стала шаткой, неустойчивой. Давайте прибавим бесконечную миграцию и мы получим в итоге «зависшую собственность», которую непонятно кто и когда примет после умершего и непонятно кто и как будет ею управлять.

По старым нормам у наследников было 6 месяцев, чтобы определиться – принимать наследство или отказываться. Да, возможно это жесткая норма, но она необходима, чтобы проходил оборот собственности. Прибавим к этому правило о том, что ГК устанавливает десятилетний срок, при котором наследник, который узнает о смерти родственника, может потребовать свою долю в имуществе, которая не была получена.

Представим ситуацию на деле.
Умер владелец дома (фирмы, бизнеса, завода) отличаются масштабы, суть остается.
Завещания умерший не оставил, супруга умерла раньше. Дети получили наследство и продали его. Получив деньги, наследники разъехались.
Сын, проживавший за океаном, на похороны не приехал, о смерти отца не знал и решил явиться в Молдову для получения наследства несколько лет спустя. Причины могут быть различными – конфликт с отцом, нежелание общаться, ссоры с братьями.

Отцовский дом уже несколько раз продан и престроен, бизнесом управляют новые собственники, за рулем машин новые хозяева. Все продано без него.

По старым нормам у сына было 6 месяцев, для того чтобы написать заявление о принятии наследства, после этого, что называется, поезд уходил.

По старым нормам нотариус мог бы приостановить выдачу наследства, если бы он знал, что есть еще один наследник, который не определился со своим выбором. Если же другие наследники – дети умершего умолчали о своем брате, и скрыли от него факт смерти отца, то они получали наследство и могли распоряжаться домом.

Сын, который не интересовался отцом, пропустивший сроки, считался упустившим наследство и шансы претендовать на имущество умершего были минимальными.

Теперь же у сына есть целых 10 лет, чтобы предъявлять претензии другим наследникам, получивших имущество после смерти отца.

Более того, искать наследника должен нотариус, но в силу известных причин нотариус наследника не нашел и о нем не знал! (интересно как вообще нотариус найдет всех родственников при массвой миграции).

Как уверяют авторы изменений, модернизированный ГК не даст возможности сыну требовать имущества у тех, кто его куплил перестроил, продал, одним словом у добросовестных приобретателей, которые ни сном ни духом не знали о семейных проблемах. Все те, кто купил жилье, фирму, магазин, авто или хоть завод у наследников это собственники добросовестные и никто их из квартиры или их бизнеса на улицу не выкинет. Наследники должны подавать иски только друг к другу, без того, чтобы беспокоить и затрагивать права третьих лиц, купивших имущество.
Гарантии в стенах учебного класса это прекрасно и красиво, как разговор о Древнем Риме на первом курсе факультета.

А вот судебный спор это нечто иное.
Позволим предположить, что произойдет на самом деле. Несмотря на все гарантии, наследник наймет адвоката, который просто затаскает по судам всех собственников и нотариусов. Все кто покупал-продавал наследство, все кто удостоверял сделки, будут ходить по судам годами. Не исключен вариант, что опытные юристы найдут способ именно по модернизированному ГК отобрать квартиру, бизнес, машину, дом у тех кто ее когда то купил и вернуть долю обойденному наследством собственнику.

Звучит фантастически, нереально, может мы сгущаем краски? Возмодно и так, но вспомним о 10-ти летнем сроке давности!

Покупка завода, бизнеса, автомобиля, жилья, полученного когда то по наследству становится опасной. Где гарантия, что наследник-продавец не скрыл имущество от своих родственников. Где гарантия, что часть родственников нотариус не смог найти, так как они живут за пределами Молдовы, а наследники о них умолчали. Как быть если в системах учета населения наследнкии не значатся.

Можно сколько угодно говорить о массе норм и гарантий, прописанных в ГК, но если в законе нет четких сроков, которые как гильотина отсекают возможности злоупотреблений, система не будет работать. Приобретатели унаследованной собственности будут сидеть на бомбе с часовым механизмом.***
Проблема №3 «Расследование» – поиск наследников, возложенный на нотариусов. 
Это еще что за отрывок из шпионского фильма в статьях ГК? Норма не соответствующая ни букве, ни духу системы в целом.
Расследование – удел правоохранителей, это сюжет детективных романов и новой части для Агента – 007 с Дэниэлом Крэйгом. Что за сериал про улицы разбитых фонарей прописал законодатель в ГК?

Это в кино герои могут заставить, принудить, привести, устроить очную ставку, погоню и взять пробы ДНК с воздуха. Давайте же оставим каждого заниматься своим делом. Пироги будет печь пирожник, а сапоги тачать сапожник. Расследование проводят те, кто имеют полномочия – прокуроры и дознаватели. Гражданское право есть дисциплина сугубо добровольная и ничего общего с авторитарной машиной следствия не имеющая.

Но законодатели решили иначе. Теперь нотариусы будут искать наследников.
Предполагается, что нотариусам дадут доступ к реестрам Агенства публичных услуг.
Поиск по Реестрам населения позволит найти родственников умершего, а нотариус сможет их найти и оповестить о наследстве.
Прекрасно. В теории.

Подключение к системе это хорошо, когда в стране нет массового выезда за рубеж.
Как найти и вызвать наследника, который уехал водить грузовики в Канаду и находится в штате Алабама? Какое «расследование» позволит найти молдавского гражданина строящего дома на просторах Сибири?

И где гарантии, что электронные системы не будут давать сбоев, а все данные о населении Молдовы аккуратно внесены в электронный реестр.

Еще один важный момент связан с рождением детей за пределами Молдовы. У наследника могут быть дети, рожденные в Италии или в России которые не отмечены в Реестрах Молдовы. Вот не захотел родитель, чтобы его сын или дочь получил свидетельство о рождении РМ и не зарегистрировал ребенка, рожденного в Италии в молдавском ЗАГСе. Как найти такого наследника, который не отмечен в реестрах РМ?

***
Ок, наследник не найден, о его существовании родственники умолчали. Наследство выдано без него. Пять лет спустя наследник вернулся и потребовал свою долю (не забываем про десятилетний срок давности). А все имущество продано перепродано. «Враги сожгли родную хату», куда пойдет наследник?
Он пойдет к адвокату а потом в суд.

Формально, в суд он должен подать на своих родственников и «затакскать» по инстанциям прижимистых братьев-сестер и только их. Но адвокат не упустит клиента. Он обязательно включит в качестве ответчиков собственников, купивших и перепродавших имущество умершего, добросовестных приобретателей, нотариусов, одиним словом всех кто только имел отношение к имуществу после наследования. А если наследники продали имущество и разъехались по миру…

Сомнительно, что суд откажется принимать такое заявление и намекнет сыну, что нужно было чаще интересоваться судьбой родителя, приезжать раньше и решать семейные вопросы…
Начнется судебный процесс с неизвестным финалом. С учетом того, что в судах есть дела по наследствам 1989 года – и это при старой более четкой системе, нетрудно себе представить к чему приведет внедрение новых норм.

***
Проблема №4. Чтобы не утомлять читателя, вишенка на «торте» – выравнивание путем внесения дарений нисходящими родственниками.
Рассмотрим текст закона.

Ст. 2515 ГК. Нисходящие родственники наследодателя (дети), призываемые к наследованию по закону, обязаны при разделе имущества между собой внести для выравнивания их долей все то, что они получили от наследодателя при его жизни, в той мере, в какой наследодатель не распорядился об освобождении от выравнивания.

В переводе на человеческий язык это значит, что если кто-либо из детей получил квартиру или машину по дарению в течение жизни наследодателя, то он обязан компенсировать другим наследникам стоимость полученного в дар имущества, в случе если даритель умер.

К примеру, в семье трое детей. Отец при жизни одному из детей подарил квартиру.
Такой подарок хотели и двое других, но отец решил как решил.
В итоге отец умирает, а после его смерти еще остался дом, который получают дети уже по наследству. И вот тут начинается правовая вакханалия.

Получается, что в соответствии со ст. 2515 ГК, ребенок, получивший при жизни умершего в дар квартиру должен компенсировать в денежном выражении стоимость квартиры своим братьям!
Получил по дарению квартиру от отца? А теперь заплати брату и сестре – выровняй их долю. Они тоже хотели бы получить квартиру, а отец подарил ее тебе при жизни!

Представим ситуацию, что квартира, полученная в дар несколько раз перепродана, Что тогда? Признавать недействительными договора купли-продажи?
Но, позвольте, это ставит под сомнение вообще всю систему собственности.

По всей видимости, авторы хотели перенять нормы гражданского законодательства Германии, в котором есть подобные нормы для гарантий детям. К примеру, чтобы богатый пожилой отец, ушедший из семьи к молодой особе не раздарил все имущество окрутившей его «молодухе» за несколько месяцев до смерти и не пустил детей, что называется, по миру.

Возможно, наши законодатели хотели написать то же самое, но не сформулировали свою мысль. Зачем же было тогда торопиться с внедрением! Почему текст написан столь сложно, двусмысленно. Вывод один, получил в дар, стал после наследником по закону, делай выравнивание и верни часть подаренного другим.***
Каков же выход, чтобы не рассорить всех детей после своего ухода в мир иной.

Все просто – умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Имущество придется раздаривать детям при жизни, чтобы и близко не связываться с более чем непонятной системой наследований, выравниваний, и одному всевышнему известных правовых ловушек.

Основной момент, который следует запомнить – в договорах дарения следует четко указать, что даритель (мать или отец) освобождает одаряемого (сына или дочь) от последующего выравнивания долей при наследовании по закону.***
Вот такой получился обзор. Возможно ряд спорных моментов, о которых мы говорили, получат свое прояснение или простое толкование. Будем надеяться на лучшее.

Share on print